Сергей Темрин » 20 июн 2019, 11:26
Tax ruling:
неоправданные ожидания?
Сергей Темрин
директор аудиторской фирмы «Concept» SRL
БНК, 2019 №6
Налоговые реформы в стране осуществляются спонтанно и бессистемно, часто без экономического обоснования, без стратегии, в которой всем было бы понятно, в каком направлении мы двигаемся и от чего хотим избавиться. Только за последние годы мы отменили товарно-транспортную накладную (пытаемся, причем, не всегда удачно, заменить ее на товарно-транспортное уведомление), нулевую ставку НДС (это же невозможно выговорить «освобожденная поставка с правом вычета»), перешли на единую ставку подоходного налога для физических лиц, также не очень понятны нововведения в сфере социального и медицинского страхования. Вообще, налоговая система Молдовы напоминает начинающего повара, который, перебрав с приправами, может испортить все блюдо.
В этом же ряду стоит внедрение такого правового института, как "Предварительное индивидуальное налоговое решение" (advance tax ruling), который используется в Молдове с 1 января 2017 года. Вопрос о своевременности подобной новации уже обсуждался в журнале (см. С.Темрин. Tax ruling в Молдове: не преждевременно ли? / «БНК», 2017 № 3-4).
Согласно International Tax Glossary tax ruling - решение налоговой службы в той или иной ситуации, которая была представлена на ее рассмотрение или по заявлению налогоплательщика. Такие постановления могут быть обнародованы (опубликованы).
В соответствии с п.45 статьи 5 Налогового кодекса предварительное индивидуальное налоговое решение – административный акт, изданный Государственной налоговой службой в целях разрешения заявления физического лица и юридического лица, осуществляющих предпринимательскую деятельность, относительно применения налогового законодательства к конкретным будущим определенным ситуациям и/или сделкам.
С точки зрения налогоплательщиков, институт предварительного налогового решения позволяет спланировать свою деятельность на будущее, спрогнозировать все риски для компании еще на этапе заключения сделки, предоставляет налогоплательщику гарантию со стороны налоговых органов, поскольку санкции к нему могут быть применены только в случае предоставления недостоверной информации. Казалось бы, какие вопросы!
Насколько институт предварительного налогового решения сегодня актуален для Молдовы?
За два года ни одного практического случая. Только спустя два года вышел подзаконный, разъясняющий акт — Постановление Правительства № 7 от 18.01.2019 г. «Об утверждении Положения о порядке выдачи предварительного индивидуального налогового решения» (далее – Постановление №7).
Любые юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе запрашивать у ГНС предварительное индивидуальное налоговое решение (далее – предварительное налоговое решение). Объектом предварительного налогового решения является применение налогового законодательства к конкретной будущей ситуации (ситуациям) и/или сделке.
Фактическая налоговая ситуация и/или конкретная будущая сделка, регулирование которой запрашивается, должна произойти после вынесения Государственной налоговой службой предварительного налогового решения, т.е. заявка на предварительное налоговое решение должна быть зарегистрирована предварительно, до заключения самой сделки. Предварительное налоговое решение утверждается решением Коллегии Государственной налоговой службы.
Предварительное налоговое решение выдается за плату (крупным налогоплательщикам – 60 000 леев, остальным налогоплательщикам – 30 000 леев), которая вносится до подачи заявления о выдаче предварительного индивидуального налогового решения. Наверно, размер оплаты было бы целесообразно «привязать» не к величине налогоплательщиков, а к сложности запроса.
Предварительное налоговое решение является обязательным лишь в случае, если предусмотренные в нем сроки и условия соблюдены физическим или юридическим лицом, в отношении которого оно выдано. Иными словами, информация, представляемая заявителем, должна быть достоверной и правдивой. В случае, если после выдачи предварительного налогового решения, изменяются положения налогового законодательства, на основании которых было выдано решение, предварительное налоговое решение утрачивает свою силу. Государственная налоговая служба обязана сообщить соответствующему физическому или юридическому лицу об изменении законодательства и о том, что выданное предварительное индивидуальное налоговое решение неприменимо в будущем, с указанием точного времени прекращения действия решения. В соответствии со статьей 1361 (10) НК с отменой предварительного налогового решения в связи с изменением налогового законодательства соответствующему физическому или юридическому лицу предоставляется 60-дневный срок с даты осуществления сообщения, для принятия всех необходимых мер по приспособлению налогового режима к новой интерпретации.
Заявление о выдаче предварительного налогового решения
Заявление о выдаче предварительного налогового решения подается в Государственную налоговую службу. Заявление должно содержать следующие элементы:
1) идентификационные данные налогоплательщика-заявителя - полное наименование, фискальный код, юридический адрес, контактные данные (номер телефона, электронная почта);
2) информация о деятельности налогоплательщика на момент подачи заявления, соответственно, описание порядка осуществления деятельности в будущем;
3) подробное изложение конкретной будущей ситуации/ сделки, для которой запрашивается выдача предварительного индивидуального налогового решения и документов, принадлежащих заявителю для будущих ситуаций и конкретных сделок;
4) указание типа налога/сбора, для которого заявлено вынесение предварительного индивидуального налогового решения;
5) доказательство уплаты сбора за выдачу предварительного индивидуального налогового решения;
6) информация и данные, содержащиеся в заявлении на выдачу предварительного индивидуального налогового решения, которые являются объектом коммерческой, промышленной и/или профессиональной тайны либо могут привести к ее раскрытию;
7) декларация налогоплательщика под собственную ответственность о том, что не существует никаких налоговых процедур, административного дела или окончательного обвинительного приговора по применению налогового законодательства в отношении конкретной будущей ситуации и/или сделки, для которой запрашивается выдача предварительного индивидуального налогового решения;
8 ) заявление налогоплательщика под собственную ответственность о достоверности информации, представленной в заявлении и документах;
9) заявление налогоплательщика под собственную ответственность о том, что не имеется никаких других административных актов, связанных с конкретной будущей ситуацией и/или сделкой, являющейся объектом предварительного индивидуального налогового решения и, соответственно, налоговый режим, составляющий объект заявки, ранее у них не рассматривался;
10) другие данные/информация или документы, считающиеся заявителем релевантными для выдачи предварительного индивидуального налогового решения.
Документы, представленные заявителем Государственной налоговой службе в копиях, заверяются его подписью. Заявитель обязан обновлять и передавать документы, указанные в заявлении, на протяжении всего периода выдачи предварительного налогового решения либо всякий раз, когда происходят изменения в его содержании. В случае, когда заявитель представляет документы на иностранном языке, они должны сопровождаться переводом на государственный язык и быть нотариально заверены.
Предварительное обсуждение
предварительного налогового решения
Важный момент для заявителей. До подачи заявления на получение предварительного налогового решения и принятия к рассмотрению Государственной налоговой службой заявитель вправе запросить в письменном виде у Государственной налоговой службы предварительное обсуждение, которое является бесплатным, чтобы установить наличие объекта для получения предварительного индивидуального налогового решения (п.14 Постановления №7).
Заявление с запросом предварительного обсуждения должно содержать информацию об идентификационных данных налогоплательщика и описание предмета предварительного обсуждения. Государственная налоговая служба рассматривает заявление с запросом предварительного обсуждения и в течение 15 рабочих дней в письменном виде сообщает заявителю время, дату и место, где будет проведено предварительное обсуждение.
Принятие или отклонение к рассмотрению заявления
о выдаче предварительного налогового решения
Государственная налоговая служба в течение 15 рабочих дней с даты приема заявления о выдаче предварительного налогового решения от заявителя высказывает свое мнение относительно допустимости этого заявления. Данный срок включается в 90-тидневный срок рассмотрения заявления на получение предварительного налогового решения.
В случае положительного решения по заявлению Государственная налоговая служба информирует заявителя в письменной форме о принятии заявления к рассмотрению и начале процедуры выдачи предварительного индивидуального налогового решения
В случае отрицательного решения по заявлению ГНС информирует заявителя об отклонении заявления с приложением решения, содержащего следующие элементы:
1) идентификационные данные заявителя;
2) объект предварительного индивидуального налогового решения;
3) представление конкретной будущей ситуации/сделки, являющейся объектом заявления, соответственно, ее правовое основание;
4) представление оснований отклонения заявления о выдаче предварительного индивидуального налогового решения, соответственно правового основания, лежащего в основе отклонения;
5) порядок его обжалования.
Требование о предоставлении
дополнительных документов
Государственная налоговая служба вправе требовать от заявителя дополнительные документы, информацию, объяснения и/или доказательства, необходимые для рассмотрения допустимости заявления о выдаче предварительного индивидуального налогового решения в случае, когда Государственная налоговая служба не располагает ими. Срок для рассмотрения допустимости заявления о выдаче предварительного налогового решения приостанавливается с момента требования дополнительных документов до их представления. После прекращения условий, обусловивших приостановление, течение срока возобновляется. Заявитель обязан представить в срок, не превышающий 30 рабочих дней, дополнительные документы, запрашиваемые Государственной налоговой службой.
Иные случаи отклонения заявления
о выдаче предварительного налогового решения
Заявление о выдаче предварительного индивидуального налогового решения может быть отклонено ГНС на любом этапе рассмотрения.
В таком случае заявители имеют право на возмещение платы за выдачу предварительного индивидуального налогового решения по заявлению, в порядке и в сроки, установленные в статье 175 Налогового кодекса, где в части (3) указано, что «в срок до 30 дней со дня появления соответствующих обстоятельств или со дня получения заявления налогоплательщика ГНС в установленном Минфином порядке выписывает платежный документ и направляет его Государственному казначейству для исполнения.
Заявление о выдаче предварительного индивидуального налогового решения отклоняется Государственной налоговой службой в следующих случаях:
1) заявление и представленная документация не содержат хотя бы один из элементов, предусмотренных в Постановлении № 7, и/или документы не были представлены согласно установленным в Постановлении № 7 условиям или по запросу упущения не были устранены;
2) установлен факт подачи заявления и сопутствующей документации, содержащих информацию, не соответствующую действительности либо скрывающую фактическую ситуацию;
3) заявитель не передал информацию, пояснения, документы и/или дополнительные доказательства, запрашиваемые Государственной налоговой службой относительно заявления и/или документов, поданных в срок;
4) налоговые аспекты, являющиеся объектом заявления, регламентированы путем законодательных изменений либо издания административных актов после подачи заявления и до даты выдачи налогового решения;
5) налоговые аспекты, являющиеся объектом заявления, аналогичны налоговым аспектам, подлежащим проверке в рамках налогового контроля, проводимого у заявителя;
6) в случае, когда заявитель претендует на выдачу предварительного индивидуального налогового решения относительно аспектов, не регламентируемых налоговым законодательством.
Отклонение заявления о выдаче налогового решения утверждается решением директора/заместителя директора Государственной налоговой службы.
В случае, если заявитель отзывает заявление о выдаче предварительного индивидуального налогового решения до момента принятия Государственной налоговой службой заявления к рассмотрению и начала процедуры выдачи предварительного индивидуального налогового решения, плата, внесенная за выдачу предварительного индивидуального налогового решения, возвращается по заявлению, в порядке и в сроки, установленные в статье 175 Налогового кодекса.
В случае, если заявитель отзывает заявление о выдаче предварительного индивидуального налогового решения после момента принятия Государственной налоговой службой заявления к рассмотрению и начала процедуры выдачи предварительного индивидуального налогового решения, плата за выдачу предварительного индивидуального налогового решения не возвращается.
Процедура разработки и утверждения
предварительного налогового решения
В случае, если объект предварительного индивидуального налогового решения в соответствии с положениями налогового законодательства администрируется Таможенной службой, ГНС в процессе рассмотрения и утверждения предварительного индивидуального налогового решения запрашивает мнение Таможенной службы относительно объекта заявления. Таможенная служба, в свою очередь, в течение 20 дней с даты получения запроса представляет ГНС свое заключение.
В случае, если объект предварительного налогового решения, учитывая положения налогового законодательства, администрируется службой по сбору местных налогов и сборов, ГНС в процессе рассмотрения и утверждения предварительного налогового решения запрашивает мнение службы по сбору местных налогов и сборов относительно объекта заявления. Служба по сбору местных налогов и сборов в течение 20 дней с даты получения запроса представляет ГНС свое заключение.
Срок выдачи предварительного индивидуального налогового решения - до 90 дней с даты получения заявления от заявителя. В случае необходимости получения каких-либо документов, информации, объяснений и/или дополнительных доказательств, течение 90-дневного срока приостанавливается с даты запроса данных документов, информации, объяснений и/или дополнительных доказательств. После прекращения условий, обусловивших приостановление, течение срока возобновляется.
Предварительное налоговое решение содержит следующие элементы:
1) данные Государственной налоговой службы;
2) дату выдачи и дату вступления в силу предварительного индивидуального налогового решения;
3) идентификационные данные налогоплательщика-получателя предварительного индивидуального налогового решения;
4) объект предварительного индивидуального налогового решения;
5) налоговое обязательство, являющееся объектом предварительного индивидуального налогового решения;
6) фактический мотив;
7) правовое основание;
8 ) ссылки на дополнения документации/запроса на разъяснения, поступившие в период выдачи предварительного индивидуального налогового решения;
9) толкование Государственной налоговой службой налогового режима, применимого к будущей конкретной ситуации/сделке, представленной в заявлении о выдаче предварительного индивидуального налогового решения;
10) отметка о том, что предварительное индивидуальное налоговое решение имеет силу только в отношении налогоплательщика - заявителя и для будущей конкретной ситуации/сделки, для которой выдано;
11) отметка о том, что предварительное индивидуальное налоговое решение имеет силу только в период, в который положения налогового законодательства, на основе которых оно было выдано, не изменяются.
Предварительное налоговое решение доводится до сведения его заявителя.
Копия предварительного налогового решения, заверенная соответствующим образом ремитентом (Государственная налоговая служба), доводится до сведения органов с полномочиями по налоговому администрированию (Таможенная служба и служба по сбору местных налогов и сборов) в случае, если при его выдаче запрашивалось мнение данных органов.
Государственная налоговая служба разрабатывает и ведет реестр предварительных индивидуальных налоговых решений. После выдачи предварительное налоговое решение регистрируется в реестре предварительных индивидуальных налоговых решений.
Для использования в процессе налогового администрирования предварительное индивидуальное налоговое решение вводится в информационную систему Государственной налоговой службы "Электронное досье налогоплательщика".
Применение предварительного
налогового решения во времени и к лицам
Предварительное индивидуальное налоговое решение является обязательным для ГНС и других органов, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию, только в случае, если его сроки и условия были соблюдены физическим или юридическим лицом, в отношении которого оно было издано.
Предварительное налоговое решение недействительно, если положения налогового законодательства, на основании которых оно издано, изменились и/или вынесено окончательное судебное решение в отношении будущей ситуации и/или сделки, для которой запрошена выдача предварительного индивидуального налогового решения. В этом случае Государственная налоговая служба обязана сообщить соответствующему физическому или юридическому лицу об изменении законодательства и о том факте, что выданное предварительное индивидуальное налоговое решение более не применимо в будущем, устанавливая и точный срок прекращения его последствий.
Вместе с аннулированием предварительного налогового решения, как следствие изменения материальных норм, физическому и юридическому лицу предоставляется срок в течение 60 дней с даты сообщения, согласно пункту 39 Постановления № 7, для принятия всех необходимых мер по приведению налогового режима в соответствие с новым толкованием.
Предварительное налоговое решение становится применимым с даты наступления будущей ситуации и/или сделки, регламентирование которой запрашивалось.
Предварительное налоговое решение распространяется только на ситуацию и/или сделку, осуществленную непосредственно заявителем.
Отметим также, что предварительное налоговое решение не распространяется на заявителя, который подвергался реорганизации.
Некоторые возражения
Оплата предварительного налогового решения
Зарубежная практика показывает, что одна часть стран требует оплаты предварительных налоговых решений (Австрия, Германия, Дания, Эстония, Финляндия, Люксембург и др.), другая (Бельгия, Венгрия, Кипр, Великобритания, Нидерланды, Италия и др.) - нет(1 Tax rulings in the EU Member States / Study for the ECON Committee. 2015, P.46.). В США оплата была введена лишь после того, как, используя бесплатность налогового решения, налоговые органы были «завалены» заявлениями со стороны налогоплательщиков.
В Молдове, в соответствии со статьей 1361 (5) НК предварительное индивидуальное налоговое решение выдается за плату следующим образом:
а) налогоплательщикам, обслуживаемым Генеральным управлением администрирования крупных налогоплательщиков, – 60 000 леев;
b) остальным налогоплательщикам – 30 000 леев.
В соответствии со статьей 1361 (6) НК физические и юридические лица–заявители имеют право на возмещение уплаченного сбора в случае отклонения Государственной налоговой службой их заявления о выдаче предварительного индивидуального налогового решения.
Мы понимаем, что Госналогслужба не ставит перед собой цель заработать на выдаче предварительных налоговых решений. Институт предварительного налогового решения вполне можно рассматривать, как государственную услугу. Логично тогда, рассматривать плату за такую государственную услугу, как предварительное налоговое решение, аналогично, как определяется размер платы за государственную пошлину, т.е. в процентном отношении к сумме сделки (к объему валовой выручки за прошлый налоговый период, тут возможны варианты).
Исключением в правилах определения цены могут быть сделки экстра-класса (например, сложное поглощение-слияние, многоходовая схема с различными типами сделок с участием нетипичных субъектов предпринимательства в разных налоговых юрисдикциях и т.д.). Оговорюсь сразу, может быть для того, чтобы запустить применение института «предварительного налогового решения», размер платы не должен быть слишком высоким, чтобы не отпугнуть потенциальных заявителей.
Возможность обжалования
В некоторых государствах предусмотрена возможность обжалования заявителям предварительного налогового решения (Великобритания, Польша, Германия, Венгрия, Австрия, Дания и др.), в других такая возможность не предусмотрена (Бельгия, Кипр, Чехия, Эстония и др.)(2Tax rulings in the EU Member States / Study for the ECON Committee. 2015, P.46).
Получив предварительное налоговое решение и действуя в соответствии с этим решением, налогоплательщик защищен от возможного оспаривания налоговых последствий этой сделки.
Пересмотр налоговыми органами позиции в ходе последующих проверок в отношении таких сделок возможен только в тех случаях, когда выяснится, что предварительное разъяснение получено на основании неполной или недостоверной информации статьей 1361 НК.
Прямо в Налоговом кодексе не указано на возможность апелляции (обжалования) налогоплательщиком не устраивающих его предварительных налоговых решений. С другой стороны, нет и прямого указания на невозможность обжалования предварительного налогового решения. Также не предусмотрена возможность возврата хотя бы части уплаченной суммы в случае, когда выводы предварительного налогового решения не устраивают налогоплательщика.
Будут ли предварительные
решения представлять налоговую тайну?
В некоторых государствах (Нидерланды, Великобритания, Италия и др.) предварительные налоговые решения публикуются, правда, отметим, как правило, анонимно и в краткой форме (резюме, выводы) в Национальной налогово-правовой информационной системе. Заявителю предоставлено право требовать отложения публикации на более поздний период. На примере США К. Романо(3Romano C. Advance Tax Rulings and Principies of Law: Towards a European Tax Rulings System. Dissertation. Amsterdam, 2002.) рассматривает проблему так называемых разъяснений «по заказу» и, как следствие, проблему возможных коррупционных злоупотреблений при выдаче предварительных решений. Необходимость борьбы с такими «заказными» разъяснениями повлекла за собой возникновение системы официального опубликования предварительных решений.
Согласно статье 1361 (7) НК предварительное индивидуальное налоговое решение сообщается только физическому или юридическому лицу, которому оно предназначено, и заносится (согласно п. 37 Постановления № 7) в информационную систему Государственной налоговой службы "Электронное досье налогоплательщика". С другой стороны, предварительное налоговое решение выносится на основании решения Коллегии ГНС, а решения Коллегии ГНС подлежат оглашению.
В соответствии со статьей 1361 (11) НК Государственная налоговая служба ведет реестр предварительных индивидуальных налоговых решений. В соответствии с п.21 Положения о деятельности Коллегии ГНС (приложение № 2 к Приказу ГНС № 707 от 28.12.2018 г.) «постановление по вопросам предварительного индивидуального налогового решения, принятое Коллегией, должно быть доведено до сведения лиц, к которым оно относится, а при необходимости – и других органов, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию».
Еще в 1965 г. на Конгрессе Международной налоговой ассоциации официальное опубликование и возможность обжалования предварительных решений были названы безусловными признаками демократичной налоговой системы и рекомендованы как очень желательная форма гарантии интересов налогоплательщиков.
Утрата силы предварительного налогового решения
Согласно статье 1361 (9) НК предварительное индивидуальное налоговое решение утрачивает действительность в случае изменения положений налогового законодательства, на основании которых было выдано решение. ГНС обязана сообщить соответствующему физическому или юридическому лицу об изменении законодательства и о том, что выданное предварительное индивидуальное налоговое решение неприменимо в будущем, с указанием точного времени прекращения действия решения.
С отменой предварительного индивидуального налогового решения в связи с изменением материальных норм согласно части (9) соответствующему физическому или юридическому лицу предоставляется 60-дневный срок с даты осуществления сообщения, предусмотренного частью (9), для принятия всех необходимых мер по приспособлению налогового режима к новой интерпретации.
Ответственность налогоплательщика
Согласно статье 1361 (8) предварительное индивидуальное налоговое решение является обязательным лишь в случае, если предусмотренные в нем сроки и условия соблюдены физическим или юридическим лицом, в отношении которого оно выдано.
В соответствии со статьей 234 (12) налоги (пошлины), сборы и пени не пересчитываются, налоговая санкция не применяется в полном объеме, а если она уже установлена – полностью отменяется, если налогоплательщик действовал в соответствии с выданным в отношении него предварительным индивидуальным налоговым решением согласно настоящему кодексу.
Некоторые выводы
Как отмечает С.Г. Пепеляев, предварительное налоговое консультирование может способствовать появлению у предпринимателей и инвесторов новой уникальной возможности защититься от будущих налоговых споров заранее, до совершения каких-то хозяйственных операций и установить в предварительном порядке налоговые последствия будущих сделок путем обращения в суд.(4tp://www.klerk.ru.) Действительно, в условиях, когда налоговое законодательство усложняется и во многих моментах противоречиво, цена налоговой ошибки существенно возрастает. Поэтому налогоплательщикам важно заранее знать, какую оценку налогового органа получит та или иная планируемая сделка.
Предварительные налоговые решения применяются во многих странах мира. Их внедрение вызвано стремлением налогоплательщиков быть уверенным в правовой определенности налоговых последствий в сложных, спорных ситуациях, изменением психологии налоговых органов. Предварительные налоговые решения способствуют созданию более партнерских взаимоотношений между налогоплательщиками и Налоговой службой.
В то же время, пример ряда стран, использующих налоговые решения для создания более благоприятного налогового климата для крупных транснациональных корпораций в своих налоговых юрисдикциях, показывает, что существует возможность злоупотребления и спекуляциями предварительными налоговыми решениями. Поэтому так остро стоят такие вопросы, как оплата, возможность доступа к информации и обжалования решений, не удовлетворяющих налогоплательщиков.
Еще одно соображение. Может быть процесс следует организовать таким образом, чтобы предприятие – заявитель не должно иметь сведений о лицах в налоговой администрации, которые будут заняты в процессе составления предварительного налогового решения. На наш взгляд, это обстоятельство значительно снизит риск подкупа.
Для молдавского налогового законодательства необходимо найти решения в следующих вопросах:
1. Одной из весомых проблем молдавского налогового законодательства является неразвитость механизмов и процедур предварительного налогового контроля, которые бы позволяли исключить для налогоплательщиков отрицательные финансовые последствия в тех случаях, когда налоговая квалификация сложных экономических операций затруднена. Роль таких механизмов и процедур частично выполняют разъяснения, где анализируется правоприменительная практика Госналогслужбы и Министерства финансов по вопросам применения налогового законодательства. Создание Объединенной базы налоговой практики (ОБНП) было огромным шагом вперед в регламентации налогового законодательства. Однако разъяснения обладают целым рядом недостатков, которые делают малоэффективным их применение. Недостаточная правовая регламентация статуса официальных разъяснений налоговых органов привела к тому, что такие разъяснения не предоставляют налогоплательщику достаточных гарантий того, что, руководствуясь ими, он исключит любые негативные налоговые последствия той или иной хозяйственной операции.
2. Отладить простой и понятный механизм решения налоговых споров в досудебном порядке на основе мирового соглашения. Для стимулирования Госналогслужбы для решений в досудебном порядке ввести наказания и санкции для Госналогслужбы и ее должностных лиц в случае проигрыша в судебном порядке. Принятие Приказа ГНС № 327 от 14.06.2018 г. «Об утверждении Положения о функционировании и организации Совета по решению споров в рамках Государственной налоговой службы» (МО № 246-254 от 06.07.2018 г.) способствует досудебному рассмотрению налоговых споров.
3. Опыт США и Нидерландов показывает, что предварительные соглашения о ценообразовании представляют собой определенный этап развития системы предварительного налогового регулирования. Следующей ступенью становятся непосредственно предварительные решения (разъяснения) по запросам налогоплательщиков. Поэтому, может быть, целесообразно ввести в налоговое законодательство Молдовы предварительные соглашения о ценообразовании.